К КУПИТу деньги сами липнут
7 сентября 2005 года

Чрезмерной активностью, похоже, привлек к себе внимание правоохранительных органов Самир Кулиев. В отличие от своих многочисленных коллег, также промышляющих в Татарстане платными образовательными услугами, Кулиев за короткий период развернул в республике слишком уж бурную деятельность по отъему денег у населения. В лучших традициях сетевого маркетинга негосударственный колледж управления, права и информационных технологий, он же "КУПИТ", менее чем за год охватил своими платными услугами треть казанских школ, сотни школ по всей республике, а также школы соседней Чувашии, Кировской области, Башкортостана. Наслушавшись агитаторов "КУПИТ", тысячи родителей старшеклассников соглашались платить за предвузовскую подготовку детей и гарантии их поступления в престижные вузы Казани. К тому времени, как выяснилось, что все гарантии колледжа - липовые, а деятельность "КУПИТ" незаконна, Самир Кулиев успел заработать десятки миллионов рублей.

...Надо сказать, что выходец из Азербайджана Кулиев не сразу организовал самостоятельный образовательный бизнес. Сначала он подвизался в одном из негосударственных вузов Казани, где занимался той же самой организацией предвузовской подготовки. Убедившись, что на этом деле можно зарабатывать хорошие деньги, Кулиев, что называется, разошелся во взглядах с руководством казанского вуза и решил "завязаться" напрямую с головным московским. Но в скором времени он разругался и с москвичами, не поделив денег. "А зачем вообще с кем-то делиться?" - этим вопросом рано или поздно задаются многие партнеры по бизнесу.

Сначала колледж Кулиева успешно работал вообще без всяких лицензий. При этом директора школ охотно предоставляли представителям колледжа помещения для занятий, вербовали в "КУПИТ" старшеклассников, а родители платили за обучение детей, не интересуясь при этом даже дипломами преподавателей (как выяснилось, среди педагогов колледжа оказалось немало студентов). За полгода "нелицензионного" периода на счет АНО "КУПИТ" поступило, по данным Приволжской прокуратуры, около 20 миллионов рублей, из которых ни рубля не было потрачено на развитие данного образовательного учреждения, как того требует закон "Об образовании". Зато, как утверждает обвинение, господином Кулиевым были куплены две трехкомнатные квартиры в Казани и автомобиль. Однако большая часть полученных незаконным путем средств была, как следует из обвинительного заключения, перечислена на счета разных ООО и ЧП - за непроведенные ремонты помещений и офисов, неоказанные маркетинговые услуги и прочую фикцию. С помощью нехитрых схем деньги обналичивались и возвращались к Кулиеву.

После того как господин Кулиев по подложным, грубо подделанным на принтере документам получил лицензию в Минобрнауки РТ да еще прикупил в дополнение к своему названию марку "при КГУ", деньги к нему вообще потекли рекой...

- Я не понимаю, в чем его вина, - обескураженно заявила на суде одна из директоров казанских школ, предоставивших колледжу школьные помещения и учеников. - Дети все-таки не болтались на улице, а были под присмотром и занимались полезным делом. Преподаватели колледжа учили их хорошему, рассказывали про Конституцию...

Всего суду предстоит выслушать показания около 100 свидетелей по делу - сотрудников "КУПИТ", директоров школ, родителей, представителей вузов, чиновников. Но, пожалуй, только родители (до них очередь на суде еще не дошла) способны проявить недовольство деятельностью колледжа "КУПИТ", то есть те люди, с кого Кулиев брал деньги, а не те, кому он их давал.

Вот в Минобрнауки РТ тоже, видимо, не понимают, в чем состоит вина Самира Кулиева: подумаешь, бумажки на принтере подделал, деньги потратил не на то... Несмотря на то, что еще в июне прокурор Приволжского района Казани потребовал у министра образования РТ незамедлительно приостановить действие лицензии, выданной колледжу "КУПИТ", а впоследствии аннулировать ее через суд, лицензия продолжает действовать до сих пор, как и сам колледж. В районных газетах Татарстана по-прежнему мелькают объявления "Колледж "КУПИТ" при КГУ осуществляет набор...".

Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"